СДВГ у подростков: трудности, о которых не говорят врачи

"Почему я такой? Или что со мной не так?– если ваш подросток с СДВГ хоть раз задавал этот вопрос, значит, он уже столкнулся с тем, о чем редко говорят врачи и учителя.

Я, врач детский психиатр и психотерапевт со стажем работы 18 лет, Вихман Анна Александровна, а так же я многодетная мама и знаю про СДВГ не только из медицинской литературы, но и на личном опыте, так как старший сын с СДВГ.

Итак, ЧТО ТАКОЕ СДВГ?
СДВГ - это синдром дефицита внимания гиперактивности. По определению МКБ-11 (международного классификато- ра болезней):
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется устойчивым паттерном (на протяжении по крайней мере 6-ти месяцев) нарушений внимания и/или особенностей поведения по типу гиперактивности-импульсивности, который оказывает прямое негативное влияние на учебное, профессиональное или социальное функционирование.

Есть три типа СДВГ:

Невнимательный тип. Ребенок легко отвлекается, пропускает все мимо ушей, ему трудно организовывать себя и пространство вокруг, он постоянно что-то теряет, делает досадные ошибки, многое забывает и так далее.

Гиперактивный тип. У ребенка беспокойный ум, он не может усидеть на месте, постоянно на движе, много говорите и возможно, перебивает других.

Смешанный тип. Когда у ребенка есть симптомы и невнимательности, и гиперактивности.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 5-7% детей во всем мире имеют СДВГ, и у 60-80% из них симптомы сохраняются во взрослой жизни. Но цифры – это одно, а реальная жизнь – совсем другое.

СДВГ (гендерные особенности)
В клинике соотношение мальчиков и девочек варьирует от 6:1 до 9:1.

Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20-25-летних
1:2 с преобладанием девушек.

Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении ЦНС.

СДВГ со стороны этиопатогенеза - это задержка развития нейронных связей в головном мозге и нарушения в работе медиаторных систем, то есть систем, обеспечивающих нормальную передачу нервного электрического импульса в определенных областях головного мозга от одной клетки к другой. В норме работа этих медиаторных систем обеспечивает нормальное проведение импульса от нейрона к нейрону от подкорковых структур к лобным и прецентральным отделам коры больших полушарий головного мозга, обеспечивающим активное внимание и контроль поведения.
С задержкой развития мозга связано замедление передачи нервных импульсов из подкорковых структур в передние и центральные отделы коры больших полушарий головного мозга, что у 30% детей с проявлениями СДВГ приводит к преобладанию медленной активности в ЭЭГ отведенной от лобной и центральной зон, главным образом левого полушария
Функции, нарушения которых отмечаются у пациентов с СДВГ: направленное внимание, уровень бодрствования и контроль импульсивности, связаны с деятельностью лобной, и в частности, префронтальной ассоциативной коры.

Давайте разберем, с чем по-настоящему сталкиваются подростки с СДВГ – и как родители могут помочь.

1. "Я глупый и ничего не могу" — СДВГ и самооценка

"Ну что ты опять забыл учебник?"
"Сколько можно тебя ждать?"
"Ты же можешь, просто ленишься!"

Слышали такие фразы? Подросток с СДВГ слышит их каждый день. И даже если он улыбается и отшучивается, внутри у него постепенно формируется убежденность, что он "не такой, как все".

Что говорят исследования?
По данным Barkley et al. (2014), до 70% подростков с СДВГ испытывают хроническое чувство неуспешности. Им кажется, что они хуже других. Что сколько бы они ни старались, всё равно что-то пойдет не так.

Как помочь?
  • Запрещенные слова в семье: "ленивый", "не стараешься", "вечно всё теряешь". Вместо этого – "Я вижу, что тебе трудно. Давай разберем, как тебе помочь".

  • Метод "зоны успеха". Подросток должен знать, в чем он хорош. Может быть, он классно рисует, быстро осваивает компьютерные программы или умеет поддерживать друзей. Это его ресурс!

  • Помогите изменить внутренний диалог. Вместо "Я тупой" – "Мне трудно, но я могу научиться".

2. "Я взрываюсь от злости" — СДВГ и эмоциональные качели

Если у подростка с СДВГ хорошее настроение, это не просто радость – это буря эмоций! Он может смеяться, фонтанировать идеями, быть душой компании.

Но стоит ему столкнуться с трудностью, усталостью или критикой – и эмоции резко обрушиваются вниз.

- Вспышки гнева. Он может кричать, хлопать дверью, говорить резкие слова.
- Глубокие провалы в самооценке. После ссоры он может чувствовать себя ужасно, ненавидеть себя за сказанное.
- Сверхчувствительность к критике. Даже мягкое замечание может восприняться как атака.

Почему так происходит?
Исследования Sonuga-Barke et al. (2010) показывают, что у подростков с СДВГ дисфункция префронтальной коры приводит к тому, что они хуже контролируют эмоции, чем их сверстники.

Как помочь?
  • Не обесценивать эмоции ("Перестань психовать", "Чего ты так реагируешь?"). Вместо этого – "Я вижу, что тебе сейчас трудно. Давай разберемся вместе."

  • Метод "СТОП":
- С – стоп! (пауза перед реакцией)
- Т– техника дыхания (4-7-8 или квадратное дыхание)
- О– оценка ситуации ("Какие у меня варианты?")
- П– принятие решения

  • обязательно физическая активность – лучший "гаситель" эмоций. Бокс, плавание, бег – движение помогает мозгу "пережить" стресс.

3. "Я хочу общаться, но меня не понимают" — дружба и СДВГ

"Почему я всегда мешаю?"
"Почему друзья обижаются на меня?"
"Почему мне так сложно общаться?"

Дети с СДВГ очень хотят друзей, но часто сталкиваются с проблемами:
- Они перебивают, потому что мысли мчатся быстрее, чем слова.
- Они слишком эмоциональны, что иногда пугает окружающих.
- Они не чувствуют границ и могут быть навязчивыми.
Научные данные Согласно Hoza et al. (2005), подростки с СДВГ в 3-4 раза чаще подвергаются социальной изоляции из-за сложностей в общении.

И Как же помочь?
  • Разбирайте социальные ситуации. "Что можно было сказать вместо этого?"
  • Учите "считывать" невербальные сигналы. Например, если человек начинает отвечать односложно, возможно, он устал.
  • Помогайте находить друзей с похожими интересами (геймерские клубы, робототехника, музыкальные секции).

4. "Я не думаю о последствиях" — СДВГ и рискованное поведение

"Мне было скучно..." – эта фраза может объяснить очень многое.

Дефицит дофамина у подростков с СДВГ заставляет их искать острые ощущения. Они:
- Рискуют на спор
- Гоняют на велосипеде по дорогам
- Могут экспериментировать с алкоголем или запрещенными веществами

Как помочь?
  • Не запрещать, а направлять. Вместо "Ты больше не будешь кататься на скейтборде!" – "Давай научимся делать это безопасно".
  • Спорт и экстрим – легальный дофамин. Прыжки на батуте, лазертаг, картинг – пусть энергия направляется в нужное русло.
  • Обсуждайте последствия. Не в формате "Я запрещаю", а в формате "Как ты думаешь, что может случиться?"

5. "Я устал быть родителем 24/7" — поддержка для мам и пап

СДВГ – это не только про ребенка, но и про всю семью. Родители, которые каждый день решают тысячи проблем, часто сами оказываются на грани выгорания.

Как не сгореть?
  • Группы поддержки – вам важно понимать, что вы не одни.
  • Личное время – хотя бы 15 минут в день "для себя"
  • Не стыдно просить помощи – от родных, от психотерапевта, от друзей.

В заключении

СДВГ – это не "просто гиперактивность". Это буря эмоций, низкая самооценка, сложности в общении и рискованные поступки.

Но! Подростки с СДВГ – это люди с безумной энергией, креативным мышлением и огромным потенциалом. Им не нужен контроль. Им нужно принятие, понимание и ваша вера в них.

СДВГ – это не приговор. Это особенность, с которой можно научиться жить и побеждать!

С теплом и заботой, Анна Вихман 🧡
СДВГ у подростков: трудности, о которых не говорят врачи
Анна Вихман